Слово в День Молодежи


10 февраля 2018

Христианство привносит молодость и духовную свежесть в нашу жизнь. Мы знаем по опыту, что когда встречаешь человека умудрённого опытом, который погружён в Бога, который дышет святостью Господа, то чувствуем в нем молодость, а не количество лет. Один из самых древних писателей, Ерм, который жил во II веке, рассказывает о своем видении: перед ним стала молодая женщина, с головой, покрытой седыми волосами. Лицо у нее было, как у девы, а волосы — как у ветхой старушки. Ерм обратился к ней с вопросом: «Кто же ты такая?» — «Я — Церковь Христова», — отвечала она. «Каким же образом ты лицом так молода, а волосы у тебя седые?» И она ответила: «Во мне вся молодость Божия и вместе с этим вся мудрость Его». И этот образ Церкви поистине замечателен.

И перед нынешней молодёжью возникает великое множество самых различных вопросов. Как научиться быть свободным человеком, как научиться принимать решения, как научиться быть ответственным за жизнь других и за жизнь общества, того Отечества, которое нам так дорого, за тех людей, которые нам порой дороже самих себя? И вот тут действительно свобода должна понудить нас к действию, к выбору, к непрестанному творчеству. Вопрос не в том, чтобы научиться выживать, а в том, чтобы научиться строить новый мир, а этот новый мир с точки зрения христианина  должен быть больше, чем материальный мир. Для верующего человека град человеческий должен стать так глубок, так широк, как град Божий, где не только человек мог бы жить, но где мог бы жить и действовать Бог, превращая всё земное в нечто гораздо большее.  Духовность не заключается в возвышенности идей или чувств, духовность заключается в том, чтобы просто дать простор Духу Божию действовать в нас, открывая своё сердце для любви Божией.  Легко тосковать о правде, легко голодать — но надо научиться голод этот удовлетворять тем, чем он может быть удовлетворён, то есть любовью, отдачей себя для других, самозабвением, потому что, только когда мы можем о себе забыть, мы можем вдруг увидеть, как мир глубок, как мир осмыслен.

Русская Православная Церковь может, конечно, в этом помочь тем, что будет провозглашать пути Божии в отличие от путей человеческих, и порой эти пути очень не похожи на пути человеческие. Пророк Исаия говорит от имени Божия: Мои пути — не ваши пути, мысли Мои — не ваши мысли; Мои пути настолько выше ваших путей, как Мои мысли выше мыслей ваших (Ис 55:8—9).

Всех нас  Святая Церковь призывает к омоложению и обновлению. Это замечательный призыв. Еще совсем в недавнее время  люди испытывали голод правды, нехватку информации, но зато до глубины души, честно переживали каждую крупицу духовной  правды — именно это нам надлежит   не потерять, сохранить и приумножить в себе.

Мы призваны Господом возлюбить жизнь: возлюбить жизнь с готовностью, жизнь свою отдать для того, чтобы другие могли ожить. Мы должны научиться перерасти свою ветхость в такую молодость, которая не боится ничего. Когда мы бываем детьми, молодыми, мы не думаем о том, чем может стать для нас смерть или как дорого может нам обойтись великодушие. Вот этому нам надо научиться вновь: вновь научиться милосердию, научиться любви, научиться не бояться людей, нуждающихся в нашей помощи, научиться отдавать себя до конца, и только тогда окажется, что в нас исполняются слова Христа: радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин 15:11).

 

Иеромонах Евсевий (Архангельский)
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы станицы Севастопольской


Читайте также: