Доклад "Религиозно-государственные истоки кризиса современной семьи" иеромонаха Даниила (Чадаева)


05 декабря 2012

Религиозно-государственные истоки кризиса современной семьи.

И, по причине умножения беззакония,

во многих охладеет любовь.

Мф. 24, 12.

 

Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, взаимодействующий с другими социальными институтами – государством, правом, религией, общественным мнением, образованием и культурой.

Основой семьи является брак между мужчиной и женщиной. Церковь определяет брак, как Таинство, посредством которого два существа соединяются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Характерной и главной чертой такого семейного союза при этом должна быть взаимная жертвенность.

Юристы, следуя определению Модестина (римский юрист III века), понимают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божеском и человеческом праве. Переводя эти юридические положения на более простой язык, можно сказать, что в принципе понятие «брак» означало полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных себе задач, включающих рождение и воспитание детей.

Как отмечал выдающийся русско-американский социолог ХХ века Питирим Сорокин, «являясь такой самостоятельной ячейкой, семья и помимо брака, как полового союза, была объединена и скреплена рядом других связей. Как союз родителей и детей, она была своего рода независимым хозяйственным целым («домашний очаг») и первой школой и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежали обязанности – заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном воспитании. Определённые права и обязанности лежали и на детях. Государство почти не вмешивалось в этот внутренний распорядок семьи. Она была ограждена своего рода запретной стеной, за черту которого, кроме случаев исключительных, носящих уголовный характер, государственная власть не переступала. Она предоставляла семье полную самостоятельность и ревниво оберегала её прочность, независимость и её основы1».

Одним словом, семья была цельной общественной единицей, ведущей свою самостоятельную жизнь в государстве. Такое состояние семейных патриархальных отношений в России сохранялось веками вплоть до 1917 года.

А вот что говорит П. Сорокин о роли религии в общественной жизни, семьи и брака: «Не будет преувеличением, если я скажу, что одной из главных основ семьи и брака была религия и её покровительство браку и семье, как религиозному, священному установлению. Весь авторитет церкви, вся её святость и в силу этого вся сила государства были пущены в ход для защиты семьи и основ брака. Человек, собиравшийся посягнуть на семейный союз, должен был считаться не только с вопросом удобства и счастья, как теперь, но должен был пойти на великий грех, посягнуть на догматы и авторитет церкви, и сверх того считаться с немалыми карами, налагавшимися государством».2

Религиозной основой брака и объясняется факт бескомпромиссных наказаний за прелюбодеяние, налагавшихся государством на прелюбодеев.

А наказания эти были не малы. Почти во всех первобытных общинах за неразрешённые половые сношения назначалась смерть.

В Ветхом Завете в Библии сказано: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею, с женою ближнего своего, да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка». Это было в древнем Израиле.

То же было у арабов, в Египте, афинян, в Риме в эпоху XII таблиц и почти во всех древних законодательствах. То же было и у славян в древности и практически у всех народов, проживавших в границах современной России.

Такая же строгость наказаний была и за внебрачную половую связь вообще. Но время шло и вследствие перемен в общественно-экономической жизни России на рубеже 19-20 веков, постепенно изменялись старые верования и религиозные основы брака и семьи. Наказания за внебрачные половые связи, а равно и за прелюбодеяние становятся мягче и мягче, пока постепенно не вымирают. Сама по себе добровольная внебрачная связь, если только в ней нет насилия, хитрости, обмана, «злоупотребления» невинностью, и т.п., связь двух дееспособных лиц – теперь не наказывается. (В России окончательно отменена 994 ст. Уложения о Наказаниях, каравшая за внебрачную связь, в 1902 г.).

Одними из первых документов, принятых большевиками были Декреты – «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» - 18 декабря 1917 г., 19 декабря этого же года – «О расторжении брака». Регистрация брака церковью была отменена. Из религиозного установления брак стал «цивильным», т.е. гражданским. Потеря этой религиозной основы брака и семьи имела громадное значение. То, что раньше было Божественным установлением, стало обычным человеческим учреждением; то, что раньше окружено было ореолом святости, превратилось в дело рук человеческих; посягательство на брак, раньше бывшее грехом и преступлением, теперь стало вопросом житейского удобства, комфорта.

Расторгнуть брак стало возможно по заявлению одного из супругов. Были упрощены внутрисемейные отношения, разрешены многочисленные повторные браки. Расцвела практика «свободной любви» как норма новой, коммунистической морали. Большое число детей воспитывалось в неполных, малообеспеченных семьях, массовый характер приобрела беспризорность. Старая «буржуазная» семья отмирала, но новая на ее месте не появилась, и в 30-е годы 20-го века, не в последнюю очередь, и в официальных кругах, стало утверждаться мнение, что в Советской России имеет место быть кризис семьи и брака.

Наступила эпоха сталинизма, и власть отвергла либеральные формы семьи и брака, как угрожающие политической и общественной анархией, как причину беспризорности детей и удручающего экономического и социального положения женщин. Стране нужна была промышленная индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и наращивание военного потенциала, а для этого нужно было консолидировать и мобилизовать население. Вместо «отмирания старой семьи при коммунизме», на повестке дня теперь стояло создание ячейки социалистического общества. Партия одобряла активную трудовую деятельность женщин, стабильность и рождаемость.

Характеризуя время правления Брежнева, т.н. «застой», как стали называть это время с легкой руки М.С. Горбачева, можно сказать о социальной защищенности людей, бесплатных медицине и образовании. Был кардинально обновлен жилищный фонд страны. Реальные доходы граждан России увеличились в два раза, в средней советской семье было по два ребенка. В стране грамотно проводилось планирование, и эти планы воплощались в жизнь.

В последней четверти XX века снова возникает кризис семьи как социального института. Реформирование российской экономической системы, начатое перестройкой Горбачева, вызвало трансформацию всех сторон жизни общества. Проводимые реформы не увенчались успехом, страна перешла в затяжную полосу саморазрушения. Произошло банкротство предприятий и дифференциация населения по доходам. По данным еженедельника «Аргументы и факты» (весна 2000 года), в России доходы самых богатых превышали доходы самых бедных в1993 г. в 14 раз, в 1994 г. в 21 раз, в 1995 г. в 60 раз. Наиболее сложным оказалось положение семей с двумя и более детьми, неполных семей, которые скатились за черту бедности. Резко сократилась рождаемость, увеличилось число разводов и неполных семей. Возникли разрушительные тенденции для семьи. Среди них:

1.Потребительское отношение к браку.

2. Эмансипация детей от родителей, изоляция супругов от их родительского окружения.

3. Перегрузка женщины, ее деловая активность.

4.Отсутствие авторитета мужчин в глазах женщины.

5.. Рост внебрачных союзов.

6. Уход от решения жизненных проблем в алкоголизм и наркоманию, сектантство, криминальные структуры.

7. Внутрисемейное насилие.

8.Раннее вступление в половые отношения у молодежи.

У большей части населения страны возникла неуверенность в завтрашнем дне и желание обогащения. Многие исследователи института семьи называют главным негативным следствием реформ 90-годов демографический кризис.

Из 10 стариков, проживающих в домах престарелых, не менее половины имеют способных содержать их родственников. 80% находящихся в детдомах детей имеют родителей, которые их не воспитывают. Россия занимает первое место в мире по числу детей, брошенных родителями и по убыли населения.

До сих пор в нашей стране нет семейной политики в строгом смысле слова или демографической политики в области рождаемости. Постоянно подчеркиваемая в официальных документах необходимость большей заботы о семье, о женщине-матери, проявляется в каждом регионе по-разному, в зависимости от экономической ситуации, но все равно оказывается недостаточной. Расходы на семейную сферу у нас составляют 0,7% от ВВП, причем эта доля год от года уменьшается. В то же время в странах Европы эти расходы составляют 2,5-3%, и это данные по федеральному бюджету, у каждого региона, земли, есть и свои, дополнительные программы поддержки, сказала в интервью «Российской газете» 19 ноября 2012 г. Елена Мизулина, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. По оценке Мизулиной, эти выплаты нужно увеличить в 3-4 раза.

В сфере детской политики тоже нет простых решений. В 2001 г. в Ростовской области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних». В марте 2004 г. в Таганроге был открыт первый в России Ювенальный суд. Наиболее характерной особенностью этого суда явилось участие в судебных заседаниях детей. Работа указанной программы происходит по западным моделям, не учитывающих традиции России. Ювенальная юстиция предполагает охват медицинских вопросов, сексуальное просвещение детей и планирование семьи. Происходит изъятие детей из семей по экономическим показателям. Над десятками тысяч российских семей нависла угроза расставания с детьми. Эти проекты направлены против института семьи и ведут к разрушению семейных отношений.

Интересно, что до сих пор в социологии семьи и демографии чувствуются отголоски характерной для большевизма политики антипатриархальности, антитрадиционализма. Малейшая попытка повышения значимости для существования семьи как социального института взаимосвязи трех поколений, автономного семейного производства, четкого распределения внутрисемейных ролей между родителями и детьми, мужьями и женами, тотчас же толкуется как проповедь патриархальности и домостроевщины.

Трансформация экономических и политических основ жизни (в ее сегодняшних формах – без специальной семейной и демографической политики), при своем возможном успешном развитии, создаст лишь базу благополучия семьи, но автоматически не укрепит, не восстановит институт семьи в общественной жизни. Только специальная семейная политика, поощряющая семейный строй жизни и устраняющая последствия сложившегося при богоборческой власти подавления ценности семейных отношений ценностями идеологическими и государственными, способна обеспечить осуществление двух фундаментальных семейных функций — рождения и воспитания необходимого числа детей. Люди должны «хотеть» семейной жизни и ослаблению этого желания, кризису семьи необходимо положить конец.

В резолюции заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства от 6 апреля 2012 года, говорится, что поддержка семьи призвана стать общественным приоритетом и одним из важнейших направлений государственной политики. Благополучная многодетная семья – с тремя и более детьми должна стать национальным достоянием. Необходима экономическая поддержка многодетной семьи, программы жилищного кредитования, пособия матерям, программы трудоустройства многодетных. Необходимо посредством СМИ создавать привлекательный образ многодетной семьи. Нужна реформа органов опеки, которые должны выступать защитниками семьи, а не карательными органами. Церковь сегодня инициировала широкую социальную работу, и главным объектом попечения в этой области должна быть семья. Церковь говорит о семье не с точки зрения государственной пользы. Она видит в семье евангельский идеал любви и служения друг другу.

Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждому и всем. Э. Фромм утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви – это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение в любви. И только любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь оказывает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого ».

Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего своего, и вследствии этого стать полноценным членом общества. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства3». Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способствует ее творческой самореализации. И естественно, что «в целом люди, состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов».

Тысячелетняя история Русского государства накопила огромный опыт духовной жизни в семьях. Из житий святых - это св. Петр и Феврония, (память 28.06), св. Андриан и Наталья (26.08); К мощам св. Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (память 18.01; 28.09), почивающим в Хотькове, приходят семейные пары, прося молитв о даровании им детей и семейного благополучия. Из исторических личностей давших пример высокого жертвенного служения семье следует вспомнить графиню Наталью Долгорукую (Шереметьеву), княгиню Маргариту (в монашестве Марию) Тучкову (Нарышкину), графиню Елену Растопчину. Союз благочестивых сердец: царственная чета Александра III с супругою Марией Федоровной (Софией Фредерикой Догмарой - дочерью датского короля Христиана IX); брата Александра III - великого князя Сергия Александровича с супругою Великою княгинею Елизаветой Федоровной (причисленной к лику святых в 1992 году) - восстанавливают образ семьи великой России, без чего нам нельзя надеяться на ее возрождение. Идеалом и образцом счастливой семьи на долгие годы до скончания века будет семья царственных мучеников, убиенного царя Николая II и причисленная к лику святых 20.08.2000 года.

Счастливые семьи нашего времени отличает совместная единая вера, единый труд, единая увлеченность, помощь друг другу, единые интересы, уровень которых далеко уходит за рамки обыденной жизни. «Кто без Бога собирает, тот расточает», - давно известно. От нас самих зависит, вернемся ли мы к отнятым у нас традициям и духовно-нравственным основам жизни.

 

Руководитель епархиального юридического отдела

Иеромонах Даниил (Чадаев)

 

1 Сорокин П. «Кризис современной семьи». http://artlad.ru/magazine/all/310/311/335/340

2 Там же.

3 . Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998 г.

4 Осипов Г. В. , Коваленко Ю. П. Социология. М., 1998 г.

 


Читайте также: