Свято-Троицкий кафедральный собор города Майкопа в историческом ракурсе
27 ноября 2018
Евтых С.Ш.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств
Адыгейского государственного университета
Христианский мир в художественно-культурном проявлении содержит уникальные признаки, придающие ему неповторимое эстетическое своеобразие. Данное своеобразие характеризуется исторически сложившейся системой искусств, в которой едино сплелись архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство и скульптура.
Храм в данном контексте является связующим звеном между богослужебной практикой и эстетической компонентой религии, где эстетика выступает как наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения. Храм как квинтэссенция церковного искусства, дает нам представления о духовном мире в видимых образах и символах.
Церковное искусство содержит две, условно очерченные стороны внутреннюю (смыслообразующую) и внешнюю (смыслосоставляющую), где внутренняя заключает в себе духовно-догматическое значение того, что внешняя сторона выражает в видимых условных, канонических, изобразительных формах
"Храм как архитектурный символ - земное отражение Небесного мира и его базовая структура определяется соображениями Мирового порядка и ориентации. Храм и его основная составляющая - алтарь символизируют вершину горы и означают место пересечения двух миров - Небесного и Земного"[2: 368].Православный храм всем своим архитектурным обликом, настенными росписями, иконографическим составом высокого иконостаса воплощает путь очищения и возрождения во Христе человека, как и всего творения в целом. С древнейших времен православному храму присваивается символическое значение самого Христа как спасителя всего человеческого рода. Сущность Церкви - быть местом достойным для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств.
Ярким образцом храмовой культуры служит Свято-Троицкий кафедральный собор, являющийся объектом культурного наследия регионального значения [3]. Собор расположен в западной части г. Майкопа Республики Адыгея.
Свято-Троицкая церковь возведена к концу XIX века в эклектическом стиле с мотивами классицизма. В архитектурно-художественном решении Свято-Троицкая церковь является образцом «кирпичного стиля».
Внешний облик данного культового сооружения имеет гладкую кирпичную кладку и выявляет её декоративную функцию. Также имеет характерную для русской архитектуры базовую форму, то есть в ней четверик церкви венчают пять глав[1]и сводчатые перекрытия с внутренними опорными арками. Однако, можно отметить общую эклектичную стилистику здания, в котором отдельные детали архитектурного декора, имеют рационалистические мотивы, что не мешает воспринимать эстетику образа отечественного культового сооружения в целом.
Воспользовавшись архивными сведениями, более подробнее рассмотрим историю создания Свято-Троицкого кафедрального собора. Согласно архивной справки от 10.04.96. № 74. Государственного архива Ставропольского края [1] в 1881 г. житель г.Майкопа с 1856 г; коллежский асессор Григорий Андреевич Коваленков /изъявил готовность оказать материальную помощь в постройке церкви населению западной части города.
Был созван общественный сход жителей западной части города24 февраля 1881 г., с целью обсуждения хода строительства православной церкви. На нем присутствовало 328 человек из 518 домохозяев, а также представитель власти - Н.Пономаренко, исполняющий должность Городового мещанского старосты. Присутствующие постановили необходимость возведения церкви в данном районе города и постановили избрать главным попечителем, распорядителем и казначеем по постройке церкви Г.А. Коваленкова. Жители западной части города решили доставить своими средствами необходимые для строительства материалы и выполнить ряд работ, например, сделать разметку территории, выкопать фундаментный ров и прочие.
Бывший Майкопский городской архитектор и военный инженер из журнала "Зодчий"[2]был избран для разработки плана церкви. Кавказская Духовная Консистория дала разрешение на строительство церкви и выдала храмозданную грамоту 12 июня 1882 г. В ней значилось, что постройка должна возводиться только на собственные средства горожан западного района и строго под наблюдением поручика Гирина. Благочинный Евгений Петровский по указу Епископа Кавказского и Екатеринодарского должен был докладывать Консистории о ходе работ два раза в год.
Спустя два месяца, 15 августа I882 г. очередной сход жителей западной части города постановил просить Кавказскую Духовную Консисторию разрешить освятить престол строящейся церкви во имя Святой Троицы. И вот 3 октября 1882 г. благочинный 15 округа Евгений Петровский провел богослужение и сделал закладку церкви в честь и славу Живоначальной Святой Троицы[3][1].
Строительство основного здания церкви длилось почти пять лет и 23 июня 1887 г. началась ее внутренняя отделка, а 10 ноября 1887 г. Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому был представлен список икон Иконостаса и заявлена просьба на разрешение установления иконостасапопечителями по постройке Троицкой церкви.
15 октября 1888 года благочинный представил рапорт с полной готовностью Троицкой церкви к освещению, а 12 марта 1889 года церковь была освящена (рисунок 1). Вот как рассказывается об этом рапорте протоирея Митрофана Успенского Епископу Владимиру: "несмотря на ненастную погоду, стечение народ, желающих помолиться в новоосвященном Храме было многочисленно... Прихожане Троицкой церкви искренне благодарны Вам за то, что в настоящую Святую Четыредесятницу будут слушать Божественную литургию в своем Храме и светлый праздник Христова Воскресения встретят радостнее, чем прежде, когда не имели своего Храма"[4][1].
Особый интерес представляет главная опись Свято-Троицкой церкви на 1888 год[5]. В ней отмечается, что для строительства церкви и колокольни был использован еловый лес и кровельное железо. Алтарь от Царских врат до восточной стены имел пространство 9 аршин
Церковь деревянная, построена вместе с колокольней из елового леса, покрытая железом. Окон всего 23, а дверей 4.
Параметры церковного пространства.
Таблица 1.
Наименование |
Длина |
Ширина |
Алтарь |
9 аршин[6] |
10 аршин |
Предел ризницы |
4,5 аршин |
4,5 аршин |
Иконопись[7] |
15 аршин |
30 аршин |
Притвор |
10 аршин |
10 аршин |
Алтарь.
Таблица 2.
Наименование | Описание |
Престол | Деревянный столярной работы, высота и ширина его по 1 аршин и 6 вершков. |
Жертвенник | Деревянный столярной работы. |
Икона на Горнем месте | Сидящий во главе Спасатель на полотне, простой деревянной раме, окрашена краской, высота 4 аршина, ширины 3 аршина. |
Крест | Живописной работы деревянный с рукоятием, расположен по правую сторону Горнего места. На одной стороне распятие Спасителя с предстоящей Божьей Матерью и Иоанна Богослова, а сверху Бога-Отца, на другой стороне - Крещение Спасителя, Иоанна Предтеча, ангел, а вверху - изображение Святого Духа в виде голубя. |
Икона Божьей Матери Иверской | По левую сторону Горнего места при стене деревянная с рукоятием. |
Икона Спасителя Николая Чудотворца | С другой стороны. |
Предалтарный иконостас[8].
Таблица 3.
Наименование |
Описание |
Царские врата |
На полотне, окрашены голубой краской с изображением Благовещения Богородицы и четырех Евангелистов. |
Икона Иоанна Спасителя |
По правую сторону от Царских врат. |
Икона Божьей Матери |
По левую сторону от Царских врат. |
4 местных иконы |
Спасителя, Божьей Матери, Покрова Пресвятой Богородицы и Митрофана Воронежского Чудотворца, расположенные в линии Царских врат. |
Икона Архангела Михаила |
Изображение на южной двери. |
Икона Архангела Гавриила |
Изображение на северной двери. |
Иконы: апостолов Петра и Павла, Воздвижения Честного Креста Господня, пророка Исайи |
Расположены во второй линии по правую сторону Царских врат. |
Иконы: святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, пророка Даниила |
Расположены во второй линии по левую сторону Царских врат. |
Тайная Вечеря |
Расположена над Царскими вратами. |
Деревянные позолоченные кресты |
Расположены над Тайной Вечерю, над южной и северной дверьми. |
Иконы в прочих местах Храма.
Таблица 4.
Наименование |
Описание |
Икона Святителя Николая Чудотворца |
На красном сукнеобложена вокруг мишурой и бахромой, пожертвована Майкопским мещанином Рафаилом Пазием. |
Икона Крещения Спасителя с предстоящими ангелами и Казанской Божьей Матери с ангелами |
Изображены с разных сторон на красном сукне и обложены вокруг мишурой и бахромой,пожертвована Майкопским мещанином Антоном Половневым. |
Икона Покрова Пресвятой Богородицы, на концах - святых апостолов. Матфея, Андрея и Филиппа и Крещение Спасителя, на концах - Святых апостолов Якова, Иоанна |
Изображены с разных сторон на шелковом атласе, обложены вокруг посеребренной мишурой бахромой.
|
Колокола[9].
Таблица 5.
Наименование |
Описание |
Первый колокол |
Вес42 пуда с изображением Спасителя, Божьей Матери, четырех евангелистов и херувимов и Иоанна Предтеча. |
Второй колокол |
Вес 20 пуд. 32 фунта с изображением Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, четырех евангелистов и 8-ми херувимов. |
Третий колокол |
Вес 12 пуд. 10 фунтов с изображением Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и великомученика Пантелея, наверху, около ушей - четырех евангелистов и 8 херувимов. |
Четвертый колокол |
Вес 1 пуд без украшений. |
Пятый колокол |
Вес 31 фунт без украшений. |
Храм преображался со временем, достраивался, реставрировался (рисунок 3-4). К Свято-Троицкому храму пристроен новый алтарь с ризницей и пономаркой в 1999 году, который освятил епископ Филарет (Карагодин), колокольня в 2001 году, которую освятил епископ Пантелеимон (Кутовой).
В 2004 году построено вспомогательное 1,5-этажное здание, в котором располагаются: склад, швейная мастерская, газовая котельная, туалеты для прихожан. В 2006 году построен крестильный храм в честь преподобного Сергия Радонежского и новая бетонная изгородь с металлической решеткой вокруг собора.
В 2007 году завершено строительство 1,5 этажного здания канцелярии, в котором разместились: кабинет настоятеля собора, приемная, бухгалтерия, гостиная. В марте 2007 года силами прихожан собора и пожертвованием предпринимателей Р.П. Кабехова и Л.И. Афанасиади изготовлены 6 колоколов в фирме «Вера» г. Воронеж, и 29 марта 2007 года к 118 годовщине освящения Свято-Троицкого храма привезены в г. Майкоп, освящены архиепископом Пантелеимоном и установлены на колокольне собора[4].
В 1994-ом году, после того как в Майкопе было создано епархиальное управление (сначала Майкопско-Армавирская, а затем Майкопская и Адыгейская епархии), Свято-Троицкая церковь стала кафедральным собором.
Важной архитектурной доминантой православного храма является его многоглавие. Русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом [5].
Иерархия устройства небесной Церкви.
Таблица 6.
Количество глав храма |
Обозначение иерархии |
Одна глава |
Знаменует единство Бога. |
Две главы |
Соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. |
Три главы |
Знаменуют Святую Троицу. |
Четыре главы |
Обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. |
Пять глав |
Обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. |
В наши дни Свято-Троицкий храм скромно декорирован, вытянут по продольной оси, в плане крестообразный, имеет оригинальное пятиглавие, глухие барабаны которых, поддерживают купола по форме, напоминающие заводские трубы.Колокольня имеет столпообразную форму с одним ярусом открытых арок звона изавершена не высоким шпилем (рисунок 5-7).
Стены храма имеют монохромный декор, вписанный в зеркально симметричный фасад здания. Четверик с выступающей алтарной частью представляет основной объем строения, основание которого имеет конфигурацию греческого креста и создает ощущение компактности объемно-пространственной формы в целом.
Гладкая кирпичная кладка, имеющая трехчастное горизонтальное деление всего декора рельефной кладки по высоте храма дает представление об эстетической особенности конструкции данного строения:
- первый ярус - кирпичный высокий и гладкий цоколь;
- второй ярус - с небольшим вкраплением архитектурных деталей в виде рамок усилен угловыми лопатками, проходит от верхней точки завершения цоколя до тянутого карниза по периметру здания (выполнена в виде пояса зубчиками (сухариками));
- третий ярус - завершается ступенчатым карнизом, полуциркульные оконные проемы обрамляют арочные перемычки в виде кокошников (килевидные), над двухчастной композицией окон устроены круглые медальоны, стены оформлены актовыми портиками с полуколоннами завершены треугольными фронтонами, апсида обозначающий алтарные объёмы, угловые лопатки увенчаны импровизированными капителями, внутренние архитектурно конструктивные элементы (монолитные своды с опорными контурами, арочные проемы, в трапезной свод коробовый)[3].
В концепции эстетического единого облика, храмовое сооружение производит впечатление целостности, лаконичности и подчеркнутой функциональности.
Примечания:
- Архивная справка от 10.04.96. № 74. Государственный архив Ставропольского края (Крайгосархив).
- Евтых С.Ш. Символика архитектурного формообразования духовных комплексов //Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе / ред.-сост. С.И. Хватова. Майкоп: Изд-во "Магарин О.Г.", 2016. 960 с..
- Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения Свято-Троицкая церковь. Приказ № 114 от 12.10.15.
- СвятоТроицкий кафедральный собор. Исторические сведения о приходе. Свято-Троицкого кафедрального собора г. МайкопаURL:http://morozs.narod.ru/index/0-13(дата обращения 22.04.2017).
- Семичева Е.А. Сравнение религиозного искусства в католической и православной традиции (Фрагмент лекции) URL: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/38-compare (дата обращения 15.05.2017).
[1] Тип четырехстолпного крестово-купольного храма.
[2]Журнал "Зодчий" издавался Санкт-Петербургским обществом архитекторов.
[3]Гаск, ф. 135, оп. 39, д. 891, л. 23-26.
[4]ГАСК, ф. 135, оп. 39, д. 391, л. 112.
[5] ГАСК, ф. 135, оп. 39, д. 391, л. 143.
[6] От восточной стены до Царских врат.
[7]До притвора (по длине) и с Крестообразием (по ширине).
[8]Весь этот иконостас приобретён на добровольные пожертвования.
[9] Все колокола куплены на общественные деньги. ГАСК, ф. 135, оп. 46, д. 152/6