Жизнеописание подвижника благочестия Архимандрита Мартирия (Островых) 1830 – 1909 гг.


08 апреля 2024

Угодник божий, архимандрит Мартирий, будущий настоятель и старец, родился 10 октября ст. ст. (23 октября н.ст.) 1830 года в городе Херсоне в семье благочестивого мещанина из купеческого звания, Василия Никифоровича Островых, получив, в святом крещении имя Мартин.

С детства он был весьма тих и скромен. Мартин обучался вначале дома у наемного учителя, а затем был отдан в приходское училище местечка Станиславова, где поживала в замужестве его сестра. После двухлетнего обучения отец отдал Мартина в услужение родной своей сестре, занимавшейся торговлей в г. Херсоне, с целью приучения его к торговле. Здесь он прожил 12 лет и прекрасно освоился с торговым делом. Хозяева по достоинству оценили его умение и навыки и назначили ему приличное жалование. Мартин уже готовился открыть собственное торговое дело, но Господь указал ему иной путь жизни.

Вскоре произошел ряд событий, который иначе, как чудесным призванием к иноческому служению, и не назовешь.

Здоровый и всегда благодушный Мартин вдруг неожиданно и серьезно заболел. Пребывая два года в расслаблении членов, он дал обет Богу в случае исцеления остаток жизни посвятить монашеской жизни. В дальнейшем, получив просимое исцеление, как только он забывал об обете, Господь напоминал о Себе повторной болезнью.

Наконец Мартин, прозрев Божий Промысел о себе, твердо решил порвать с миром и уйти в монастырь.

Сразу же после внезапно прошедшей болезни, Мартин отправился в г. Киев, где и поступил в Киево-Печерскую лавру на испытание в 1856 г. В следующем году, по благословению духовника, Мартин уехал на Святую гору Афон. Там он купил себе келью «Пирг», состоящую приписанной к Ставроникитскому монастырю.

Через 8 лет строгого подвижничества, также по благословению духовника, Мартин продает свою келью «Пирг» и возвращается в Россию в 1864 году. Обретя духовный опыт во втором уделе Божьей Матери, Мартин всю оставшуюся жизнь высоко нес знамя истинного монашеского духа Святой Горы Афон.

Поступив послушником в Петро-Павловский Глуховский монастырь Черниговской епархии 28 сентября 1864 года, Мартин уже 18 апреля 1865 года был пострижен в мантию с именем Мартирия в честь преподобного Мартирия Зеленецкого, память 1 марта и 11 ноября (ст.ст.). В том же году монах Мартирий был рукоположен 1 августа в иеродиакона, а по перемещении в Черниговский архиерейский дом (9 августа 1865 г.) был рукоположен в иеромонаха 15 августа.

Пребывая на послушании в Архиерейском доме, иеромонах Мартирий зарекомендовал себя как ревностный монах, благодатный священник и молитвенник.

Одиннадцать лет прожил отец Мартирий при Преосвященных архиереях Черниговских, занимаясь в свободное время чтением святых отцов Церкви. Постепенно в его окружении стали появляться иноки, желающие, как и он настоящего подвижничества. Решив вновь вернуться на Святую Гору Афон, отец Мартирий вместе с 5-6 единомышленными братьями, испросив себе отпуск, отправился на Афон. Там он приобрел для братства Успенскую келью Котломужского монастыря и предполагал остаться на Святой Горе на всю жизнь.

Но человек предполагает, а Господь располагает. Богу было угодно призвать отца Мартирия для строительства второафонского монастыря на северном Кавказе, где недавно отгремела длительная война. Напряженные отношения между Россией и Турцией в 70-х годах 19 века заставили опасаться за судьбу русских монахов, во множестве проживавших на Святой Горе, поэтому в императорском окружении зародилось решение перенести афонскую святость на Кавказ и построить там несколько монастырей.

Иеромонах Мартирий с братией Успенской кельи Котломужского монастыря откликнулись на призыв русского правительства и, продав келью за 10 тысяч рублей, переехали на северные склоны Кавказского хребта.

Встретившись с Наместником Кавказа Михаилом Николаевичем Романовым и Преосвященным Германом, монахи решили начать строить второафонский монастырь в честь Архистратига Михаила в Майкопском отделе Кубанской области.

Отец Мартирий по своей просьбе был перемещен в Кавказский Архиерейский дом 27 октября 1877 года. Указ о разрешении строительства монастыря был получен 17 мая 1878, а строителем Закубанской Михайловской пустыни отец Мартирий был утвержден 16 октября 1878 года.

Иеромонах Мартирий, взяв бразды управления обителью в свои руки, решил навсегда определить дух и характер иноческой жизни в устрояемом монастыре по уставу Святой Горы Афон. Он понимал, что монастырь должен стать, со временем, оплотом и форпостом Православной веры. Он видел, что иноки должны дать надлежащий пример не только высотой религиозности, но и трудолюбия, в образах хозяйственного порядка. Монастырь должен был воочию показать, что молитва и труд — основа даже и земного благополучия.

С другой стороны, по мысли строителя, обитель должна стать рассадником истинно христианского благочестия, среди населения, через обучение детей различным ремеслам, чтению и письму. Сообразно с такими взглядами на задачи и цели монастыря, строительные работы в обители стали быстро расширяться и умножаться, покрывая горы многочисленными постройками и хозяйственными помещениями.

Большому сокращению расходов на стройку обители способствовали не перестающие труды братии. Под руководством отца Мартирия, который сам очень часто участвовал в физическом труде по возведению монастыря, братия возила камень из каменоломен, дрова и строевой лес для постройки церквей и келейных корпусов. Праздных людей в монастыре не держали, вся братия, включая иеромонахов, готовила пищу, убирала сено, шила одежду и обувь, занималась скотоводством, пчеловодством и работала на нескольких монастырских заводах.

Тридцать два года своей жизни отдал отец Мартирий строительству «Казачьей Лавры» на плато у горы Физиабго. Он пожертвовал из собственных средств, для обеспечения пустыни очень солидный капитал — более 55 тысяч рублей.

Отец Мартирий бьш возведен в сан архимандрита 8 сентября 1883 года в Крестовознесенской церкви города Ставрополя. А в феврале 1889 года он был назначен благочинным всех монастырей Ставропольской епархии.

Настоятель Михайловской пустыни много раз получал награды за свою многогранную деятельность: орден святой Анны 3-ей степени, орден святого Владимира 4-ой и 3-ей степени и другие. Идя по пути вслед за Господом, архимандрит Мартирий благостно терпел многочисленную клевету, доносы и осуждение от лжебратии, писавшей в Духовную Консисторию на него анонимные письма. Все эти обвинения, по рассмотрении, рассыпались в прах. Архимандрит Мартирий был человеком, утруждавшим себя на физических послушаниях наравне с братией в свои молодые и зрелые годы. Он являлся во всем образцовым иноком, стяжавшим непрерывную Иисусову молитву. Настоятель монастыря был признанным всеми старцем, введшим в обители старческое кормление с исповедованием помыслов и исихией.

Отец Мартирий уже на рубеже 70-80 годов 19 века благословлял своим инокам и послушникам подыскивать уединенные пещеры в соседних хребтах для занятий непрестанной молитвой. В обители был целый ряд схимников и прозорливых старцев, воспитанных отцом Мартирием.

Архимандрит Мартирий создавший самый процветающий второафонский монастырь Северного Кавказа, пользовался при жизни доброй и заслуженной славой и всеобщей любовью в Кубанском крае. Широкая и многогранная деятельность архимандрита Мартирия по просвещению светом Христовой веры населения кубанских станиц Закубанья, засвидетельствованная целым рядом Архиереев Кавказской и Ставропольской епархии, заставляет отдать ему должное и назвать его жизнь, прожитую в девстве и целомудрии, одним емким словом ­подвиг.

Отец Мартирий ушел из жизни трагически. Дело было так, сани, на которых он возвращался в монастырь из города Ставрополя, в 5 км от монастыря перевернулись, и архимандрит получил увечья несовместимые с жизнью. Это случилось 8 января (21 января) 1909 года. Похоронили его 11(24 января) января в склепе под порогом Успенского собора. На похоронах было произнесено много надгробных речей, и редко кто не оплакивал его гибель.

В советское время его склеп трижды подвергался кощунственному надругательству и вскрытию. Святые его мощи были в 1974 году перезахоронены на поселковом кладбище. После возобновления Михайловой пустыни, святые мощи основателя обители были торжественно перенесены в монастырь 6 ноября 2004 года, иеромонахом Герасимом (ныне наместник монастыря схиигумен Герасим (Буняевым)) с братией, и положены в раку в Троицком храме. Целый месяц над ракой проводились ежедневные панихиды и неоднократно молящиеся чувствовали благоухание, идущее от святых мощей.

В обители заведен журнал, куда записываются чудесные случаи заступничества архимандрита Мартирия. Большинство богомольцев с большой верой и благочестием лобызают раку первого настоятеля святой обители и верят в скорое прославление его в лике святых. Память его в род и род. Аминь.

Проект службы Преподобного Мартирия Кавказского священно-Архимандрита Свято – Михайло – Афонской Закубанской пустыни


Читайте также: